Воспоминание о златовласой Маргарите входит в контрапункт с воспоминанием о пепле волос Суламифи. Секвенции повторяются с нарастающим натяжением до тех пор, пока петля времени не затягивается, пока смерть не оказывается господином из Германии и не поражает свинцовой пулей.
«Фуга смерти» – исключительное стихотворение в контексте всего творчества поэта. Так же, как тема «Фуги…» переходит грань человеческого опыта, этот посвященный Холокосту текст выходит за рамки поэтической формы. В «Фуге смерти» тщательно отобранные темы поражают не столько своим содержанием, сколько необратимой, фатальной последовательностью. Выбор музыкальной формы позволяет вести наблюдение свидетельства пребывания во времени, которое неотвратимо иссякает, сводясь к моменту встречи со смертью в образе господина из Германии; единственное, что останется, это воспоминание о волосах любимой. Это и переживание собственной смерти, которое наступает как последствие проживания фуги – запланированного и последовательно осуществляемого процесса, в ходе которого убивают людей, заставляя их перед тем рыть могилы в земле и в воздушном пространстве, и под конец имея целью умертвить всех свидетелей – под предлогом цивилизационного превосходства.
В 1953 году Целана обвинили в плагиате стихотворения Иммануэля Вайсгласа, его школьного друга, также пережившего Холокост, которое называется «ОН» (ER) и посвящено лагерному надзирателю. То, что оно вдохновило Целана, несомненно: в тексте есть и упоминания заключенных, роющих могилу под звуки музыки, и образ охранника, пишущего письмо возлюбленной и играющего со змеями, — типаж всемогущего цербера на фоне униженных пленников.