поэтическая подборка

Светло ли тебе, тьма

Александр Беляков

Александр Беляков остро чувствует малую поэтическую форму, это единит его, например, с Михаилом Айзенбергом, Юрием Казариным, Вячеславом Поповым или Сергеем Шестаковым: эти поэты умеют создать в стихотворении (не)контролируемый семантический взрыв. Но все они абсолютно по-разному работают с точкой ясности.


Стихотворения Александра Белякова доказывают, что поэтическая форма не может быть «актуальной» или «неактуальной»: какая неимоверная сила исходит от стихотворения «там настенька поёт…»? Это тот редкий случай, когда поэтический текст запоминается с первого же прочтения, и строки крутятся и крутятся у тебя в голове.


Но больше всего поражает умение поэта говорить отчаянно-сдержанно и сдержанно-отчаянно одновременно.


Вячеслав Глазырин


Искомое в стихах Александра Белякова, кажется, содержится в их форме: точность и предельная выразительность.


ты рыбица а время рабица


Слова здесь – звукопись, утверждающаяся всякий раз где-то на границе, на смысловой окраине, в некой точке, где нужное – белуга // лишнее – плотва. На этих сплавах, – почти игры, почти математической формулы, – и строится скелет стихотворения, скелет-сеть, скелет гармонии.


Александр Шимановский


***

удельные владения ума
окутала смирительная тьма
в её плену застрявший как во льду
ум почивает с сердцем не в ладу
не спится только сердцу твоему
со всех сторон открытому во тьму





***

этот день всегда одинаков
в ожидании новых знаков
он и сам превратился в знак
будто неутомимый кочет
так втемяшиться в память хочет
чтоб сто раз повториться в снах

то ли камешек то ли шарик
говорить и дышать мешает
взгляд уводит то вверх то вниз
пляшут небо и мостовая
мимоходом приоткрывая
ускользающий парадиз





***

так долго был далёк
а тут пришёл и лёг
без предуведомления
без бою
всё выстелил и высветлил собою
утешил всех
кому темно снаружи

внезапный снег
в краю бесснежной стужи





***

эти простые строки
мыслящие растенья
су́хи стоят и стро́ги
в области запустенья

в сумеречном пейзаже
ти́хи стоят и глу́хи
твёрдые аки стражи
лёгкие аки духи

чтобы в мерцанье ровном
распространённом ими
названное уроном
переменило имя





***

снега за окнами не тают
глаза и уши ожидают
отдохновения от чувств
душеспасительное пусто
в уста целует златоуста
и засыпает златоуст





***

там настенька поёт
не ведая ума:
тепло ли тебе лёд?
светло ли тебе тьма?

она жалеет их
ей греться не впервой
в сугробах вековых
под елью мировой





***

всё пропало
а что уцелело
разделилось на слово и дело
им судьба продлевает лимит
слово мучает
дело томит

утомлённому в общем и целом
хорошо между словом и делом
в стороне от себя самого
там где сердцу спокойней всего





***

сбитый лётчик ползёт и поёт
потому что не кончен полёт
у вечернего света в горсти
можно разом лететь и ползти

вдох и выдох звучащие встык
вот его настоящий язык
на котором себе самому
петь легко
говорить ни к чему





***

не увернуться так расслабиться
не улыбнуться так осклабиться
ты рыбица а время рабица

свечение его плетения
излечит все твои хотения
не сомневайся нототения





***

времени мерный тик
неисцелим и тих
мыкается по жилам
запертым старожилом

тих и неисцелим
ты солидарен с ним
плавающий налимом
в мире неисцелимом





***

прохудились мрежи
порван перемёт
нужное удержим
лишнее уйдёт
уплывёт без звука
к дельте в рукава

нужное – белуга
лишнее – плотва
Читайте также другие поэтические подборки

Фотография – Юлия Токарева