Сколько важных мыслей у нас забрала школа, когда их нам предложила. Недозрели, недосказались, недодумались, просто заглохли. Может быть, не так много, но вот одна из них.
Сведённый к литературным школам, к обозримому ряду лиц и идей спор акмеистов с символистами уже не кажется таким важным: можно изучить ради культурного багажа, но в целом же это к нам уже не относится? Не берусь утверждать, но возможно, что именно такое "заспиртовывание" в главе учебника векового, на самом деле, противостояния способов смотреть на мир ведёт к тому, что человек перестаёт чувствовать это противостояние как имеющее непосредственное отношение ко всем нам, людям, homo sapiens. Что-то вроде атрофии.
Само противостояние, конечно, никуда не исчезает, как не исчезают имя и символ (или так: Имя и Символ), Идея и живопись, модель и жизнь, Любовь и любовь, большая и маленькая буквы.
Мы можем почувствовать это, пытаясь говорить о стихах (и не только). Вспомните тот мем про "голубые занавески символизируют". Это, конечно, шутка, символическое чтение может быть и бывает намного более серьёзным – но всё-таки мало имеет общего с другим чтением – когда мы перестаём думать в символах и просто видим и слышим.
Небольшая зарисовка. Та самая училка, двадцать лет затирающая слово в слово про голубые занавески – проснётся всё-таки иногда посреди ночи ни с того ни с сего, впервые, быть может, ясно увидевшая: На хо́лмах Грузии лежит ночная мгла... И сказать-то нечего, и не уснуть теперь.
Мышление символами проще: означающие слова и означаемые идеи сами собою складываются в системы, выстраиваются иерархически, наделяются субъект-объектными отношениями, обретают синтаксис, – предвидится точка. Общение с вещами, с именами как именами предметов и явлений как предметов и явлений уходит в немоту (или тишину) – и мы теряемся: договорить нельзя, не получается и не получится.
Европейское явление? XIX и XX века? Мацуо Басё в конце XVII века сказал ученикам: Отныне я стремлюсь к стихам, которые были бы мелки, как Песчаная река Сунагава. Это был переход к каруми, поэзии, отказывающейся от глубокой символики секты Дзэн ради собственной зрячести. Восстание зрения на идею зрения. Чем не акмеизм?
Надо же было свести всё к культурно-историческому явлению, идиоты.