Вернемся еще раз, прежде чем «пойти дальше», к памяти и ее «телу», материи пространства времени. Этот набор слов выбран здесь не случайно, если задуматься о том, что, собственно, представляет собой для нас память. В жизни мы сталкиваемся с теми или иными событиями, ситуациями, сценами, которые, несмотря на многообразие проходящего через органы чувств, мы воспринимаем в целостности. Более того, память, по существу, состоит именно из сцен, то есть фрагментов, выцепленных (в основном по неясной причине) из общего потока восприятия и отложившихся в сознании в их осмысленности, в наличии в них внутреннего смысла, даже если этот смысл невозможно внятно артикулировать. Дело, повторим, не в том, что в памяти в виде сцен откладываются события или моменты важные и значительные – в основном совсем наоборот, если о важности и значительности судить с точки зрения цепи последующих событий. Все эти сцены, безусловно, важны (иначе они бы и не отложились), но важны не чем иным, как наличием в них внутреннего смысла, того, что сознание (в его целостности, включая интуицию и подсознание) тогда-то схватило как фрагмент осмысленного целого, как нечто, что делает осмысленной жизнь как таковую, нечто, ради и благодаря чему мы и живы.
Если в этом ключе и при подобном понимании взглянуть на соотношение памяти и материи, памяти и реальности, то их отношения приобретут, возможно, неожиданный оборот. Время, как известно, отличается непрерывной изменчивостью, в его потоке, взятом самом по себе, нет ничего выделенного или имеющего большее или меньшее значение. Память в таком случае должна была бы быть связанной с аналитической, дискретной природой нашего сознания, членящего воспринимаемое на отрезки, имеющие разное значение исключительно для нашей личности. В этом смысле лучшим внешним, техническим агентом памяти был бы фотоаппарат, как раз и вычленяющий искусственным и всегда произвольным образом из потока времени различные театрализованные сцены, как если бы материя была не более, чем не знающим о собственной природе и каждый раз заново актуализируемым театром.
Однако природа естественной памяти, памяти сознания, не контролирующего то, что становится его памятью, устроена иначе, можно сказать, прямо противоположным образом. Обращаясь к воспоминаниям естественной памяти, к ее неожиданным, импровизированным сценам, мы никогда не воспринимаем ее образы (тысячу раз к тому же перестраивающиеся и обретающие все новые и новые конфигурации в сновидениях) как нечто, однозначно противопоставленное времени, может быть, вообще как нечто, из времени выделенное. Все дело в том, что в любом воспоминании сознание, внимательно и чутко вслушивающееся в его образ, всегда ощущает некоторый избыток и нехватку одновременно, нечто, что, с одной стороны, превышает то, что рациональная часть сознания смогла воспринять в тот момент (и что, таким образом, осознается лишь тогда, когда налично его уже нет), но что было воспринято интуитивно, с другой стороны, то, что может быть воспринято лишь внутри воспоминания, но никогда (или почти никогда, в редчайшие моменты «вечности во времени») – в моменте, внутри разговора, события, движения, действия, обстановки. Это постоянное «третье», на которое указывает любое воспоминание и которое придает присущее ему ощущение внутреннего смысла, и есть, пожалуй, приобщенность момента времени (пусть эта приобщенность и становится явной нам только в том, что и становится воспоминанием) к сверхвременному, к тому, что, совершившись тогда-то и там-то, является укорененным и наделенным смыслом, который ведет неотчуждаемую жизнь поверх любых изменений – подобно бесконечно малой точке, всегда незаметной в моменте, но делающей момент тем, что он есть. Таким образом, память схватывает именно то, что можно было бы назвать конфигурациями, созвездиями времени, когда сменяющиеся фрагменты материи складываются вокруг невыразимой точки смысла так, что сам смысл оказывается поверх любых изменений. И дело, повторим, не в том, что сознание наделяет неким артикулируемым смыслом или значением то или иное событие, а в том, что само происходящее оформляется вокруг схватываемого смысла совершенно независимо от интенциональной работы восприятия – так, как если бы мы чувствовали, что за кулисами отложившейся сцены и находится то, что заставляет нас возвращаться к ней снова и снова.