Научи меня
боли моей
Сегодня Юрий Казарин
отмечает семидесятилетие.

Мы решили выбрать по одному
стихотворению из каждой
поэтической книги нашего
друга и учителя.

ПОГОДА

(1976 – 1984)

Как выпал снег, так пишется о снеге.
Так часто о любимом человеке
не говорят, как говорят о снеге.

А за окном такая благодать,
что страшно слово лишнее сказать:
мальчишки увязают, и собаки
не могут пухлый двор перебежать.

И строки эти вязнут на бумаге.
И страшно слово лишнее сказать.

ПЕКЛО И ТЕПЛО

(1984 – 1987)

Внесла лубяное бельё –
на улице похолодало.
А холоду всё-таки мало
на вечное время моё.

Тоска раскидала тряпьё –
до смерти меня целовала.
А как мне любви не хватало
на грешное время моё.

С вокзала кричит вороньё –
по крику дойдём до вокзала.
На горле платок завязала –
кончается время моё.

ПЕЧАЛЬ

(1987 – 1990)

Тебя не будет никогда.
И, отраженный волчьим глазом,
не темный лес, а темный разум –
заводит в воду невода.

Темнеет. Это навсегда.
Глаза сгребли простор в охапку.
И чайка с бога сбила шапку –
так высока в реке вода.

Ты никогда не повторишься.
В ночном тумане растворишься –
и мама, вечная вдова,
молчит, как в небе синева.

ПОСЛЕ ПОТОПА

(1991 – 1994)

Сибирь прилипла к сапогу,
и я подумать не могу,
где и с какого краю
я по ночам летаю.

Но, как во сне, глаза открыв,
я вижу поле и обрыв,
где путают ресницы
то слезы, то синицы.

Я за дождем, во всю длину
в чужое небо загляну,
не делая ни шагу
к проклятому оврагу.

А хорошо на высоте
болтать ногами в пустоте,
как ангелы болтают,
когда они летают

ПЯТАЯ КНИГА

(1991 – 1996)

Стрекоза на седьмом этаже,
словно капля дождя на ноже,
словно чеховское – в стороне –
выше смерти порхает пенсне
тридевятое лето подряд.

И глаза от России болят.

ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

(1995 – 1997)

Бродяга с бабочкой во рту
(какая ночь – она живая)
изображает немоту
битком набитого трамвая.

В пространстве съеденных зубов,
где нёбо выше небосвода,
произношенье первых слов –
и ослепленье, и свобода.

Свобода – выдох, а не вдох,
в дому двойной переполох –
осипшей бабочки смятенье,
когда всему дарует Бог
земную муку говоренья.

ПОХОДКА ЯЗЫКА

(1996 – 1997)

Зеркала осколок
к фортке поднесу –
первых звезд поселок
дышит на весу.

Свет находит тело –
слабое жилье.

Вот и запотело
зеркальце мое.

ПУТЕМ ВОДЫ

(1995 – 1999)

Не спится, Господи, не спится,
не умирается, пока
ты знаешь, что наверняка
у соловья во рту землица —
осталась после червяка.
Не повернёшься на бочок —
в стекле окошечном сучок
стянул в кольцо остатки сада.
Горчит под утро табачок:
срез сигареты иль зрачок —
с той стороны тоски и взгляда,
где помнит кровь наперечёт
подмётки ангелов, полёт
их прямо против листопада.

ПРОЩАНИЕ С ИОСИФОМ

(1996 – 2000)

Наливаются яблоком срубы,
разлупив ледяную лузгу
у колодца, где голые губы
бритву ветра берут на бегу.
Изнутри нагреваются шубы
и над снегом пылают в снегу.
Проходи, говорю, — не проходишь,
налегаешь с другой стороны:
только к северу зенки отводишь,
так что красные жилки видны.
Не уходишь, дуришь круговертью
и — со скоростью крови на кровь —
продолжаешься жизнью и смертью
как последняя в жизни любовь.

ПОБЕГ

(1998 – 2002)

Скажи мне что-нибудь такое
про привкус дерева во рту,
про силу встречного покоя
с окурком, вмятым в темноту,
про заморозок косоротый,
где воздух узкий, как петля,
и снег становится пехотой,
когда вжимается в поля…

ПРОТИВ СТРЕЛКИ ЧАСОВ

(2000 – 2005)

Здравствуй. Прощай. Сообщаю,
что счастье сильнее в беде.
Сбудется все, что написано
вилкой дождя на воде,
все, что увидено нами
в каминном, оконном огне,
все повторится
в прекрасной похмельной стране.
Спи, говорю. Повторяю –
до лета усни.
Что-то звенит. Комары?
Это звезды. Они
так умирают,
и вяжутся взгляды в узлы
или тесней темноты
настилаются в небе полы,
или слеза застилает
звездою глаза:
знаешь, в России
какая бывает слеза,
знаешь, та муха,
которая осенью здесь умерла,
нынче воскресла. Такие дела.

КАМЕНСКИЕ ЭЛЕГИИ

(2003 – 2012)

О, Господи, не умирай
своих животных и растений
и не вперяй без потрясений
тяжёлый, нежный ад осенний
в мерцающий и мёртвый рай.

ГЛИНА

(2012 – 2014)

Лапки, веточки сорочьи
пишут то, что станет речью,
на снегу последнем. Ночью
очи плачут человечьи.
Очи волчьи тоже плачут,
очи заячьи трепещут
и под веки звёзды прячут,
и глядят. И небом плещут
вёсла клёна или бритвы
прошлогодней стрекозы,
чтобы вверх текли молитвы
золотым путём слезы.

ДЕРЕВО

(2014 – 2018)

Мы еще прекрасны и телесны —
но душа засмотрится в окно:
музыка твоя — изнанка бездны,
шерстяное грубое сукно.
Хороша сорока: как цыганка —
чертит юбкой, снегом говорит.
Бездна — это музыки изнанка
горло натирает и болит.
Не сорвешь с загривка шерсть озноба,
шевельнется всей тайгой страна:
далеко деревня смотрит в оба:
в два последних, господи, окна.

ИМЯ ТРАВЫ

(2018)

Уронила варежку. Малину
до тепла с ладошки не слизнуть.
Отовсюду звёзды дуют в спину,
в синеву указывая путь.
Холодно до крика, — чтоб запястья
нежной шерстью растирать,
чтобы смерть расплакалась от счастья:
никого не нужно умирать.
В белом поле ходит снегом бездна.
В чёрном — звёзд и боль, и благодать.
И глаза глядят, как белый свет, отвесно,
чтобы небо в небе удержать.

НАД БЕЗДНОЙ

(2019)

На стене холодной, над кроваткой,
засыпает серенький волчок —
каменная капелька, зрачок,
паучок, мерцающий сетчаткой,
темнота сожмется в кулачок —
и сквозь пальцы светится украдкой
бабочка, попавшая в сачок:
ветерок прозрачного кристалла
веет из барачного квартала —
и ложится небо на бочок,
чтобы ты его поцеловала:
потому что нас на свете мало —
заверни колечко, дурачок,
в черное от ночи одеяло.

ИНОЕ НЕБО

(2021)

Тарелочка ягодной юшкой умыта,
где губы клубники и с кровью следы.
На тысячу ласточек сердце разбито,
как зеркало в доме, как небо беды,
когда вырывается с мясом звезды
в отпрянувший ветер оконная рама –
в глубокие и золотые сады,
где ловят в подолы господни плоды
и бабка, и мама…

БОЖЬЯ ВЕРСТА

(2023)

Клюв у времени в крови,
у воды темнеют очи —
очи боли и любви:
вечность по ночам короче —
клюв у времени в крови,
это первой смерти завязь —
птичку страхом принесло:
пролетели, убиваясь,
сквозь оконное стекло —
в доме страшно и светло,
в небе узкие осколки,
с первородной синевой —
до утра глотают волки —
пустоты беззвучный вой.

БОЛЬ

(2024)

Завари смерть в каменной чаше —
станет чаша просторнее черепа медведя:
помнишь, как мы целовались, медведь?
Как ты плакал в зубах моих?
Господи, отпусти этого медведя и того,
который еще хочет жить.
Чокаясь клыками, искры иссекая из клыков,
медведи мои плачут и не умирают
потому, что не хотят жить,
потому что среди немедведей
нет ни одного белого
с изумрудным клыком…

ПРИЗРАК РЕЧИ

(2025)

1
В деревянную лодочку лечь —
незнакомая птица оплечь
прошумит, как река и как речь:
в деревянную лодочку лечь…

2
Выше зренья убитых и мёртвых
и ещё не рождённых легли
и восстали в берёстах потёртых
деревянные взоры земли.
Деревянные мысли и слёзы,
деревянный стеклянный озноб:
выше глины летают берёзы,
переплакав до глины сугроб.
Деревянное слово бессмертно,
деревянный струится огонь
незаметно
с янтарём в лубяную ладонь.
Деревянный дымок, деревянный —
выдыхаемый пар изо рта,
неприкаянный и окаянный
и, как бог без любви, постоянный —
от креста до креста,
где спешит деревянная речь
в деревянную лодочку лечь.