поэтическая подборка

мне нравится,

что всё проходит

Анастасия Бугайчук
Со стихотворениями Анастасии Бугайчук я познакомился в этом году, когда обозревал короткий список «Лицея». Мы уже опубликовали на сайте подборку Елизаветы Трофимовой, которая тоже вошла в короткий список премии (обязательно прочитайте «Очень маленькие вещи», там сильные тексты), а сегодня делимся с вами подборкой «Мне нравится, что всё проходит». 

Многих читателей современная поэзия отталкивает своей, как им кажется, нарочитой усложненностью, отрешенностью, герметичностью, вымученностью формы. Стихотворения Анастасии Бугайчук отличаются от текстов многих других авторов: с первого же стиха нас очаровывает естественность интонации (да, именно так люди и разговаривают), тотальная искренность (да, именно так близкие люди делятся друг с другом болью) и удивительная гармония поэтической формы и высказывания (кажется, что Анастасии Бугайчук не знакомы муки поиска своего голоса). 

Как любые хорошие тексты, стихотворения этой подборки можно прочитать на разных уровнях: можно остановиться на уровне содержательно-событийном, а можно копнуть глубже, заметив, например, в первом же стихе название книги важного для всех молодых поэтов Василия Бородина. Тем и прекрасны эти стихотворения: перед нами современная поэзия, лишенная многих перегибов современной поэзии. 

Вячеслав Глазырин

Анастасия Бугайчук родилась в г. Обнинске. Работает в «Редакции Елены Шубиной». Публиковалась в журналах «Новая Юность» и «Пироскаф», на сайтах «Полутона», «Прочтение», «flagi.media», «Формаслов», «Лиterraтура», «Дегуста», «Интерпоэзия».
Вошла в короткий список премии «Лицей» (2025).

***

всё чаще хочется только спать.
спать во время дождя,
забыв о времени и дожде,
спать на рассвете, вздрагивая от случайных звуков,
которые невозможно распознать –
настолько они далеки и прозрачны,
съедаемые прохладным утренним безразличием.
спать всю войну, всю любовь, всю смерть,
спать на завтрак и на обед,
спать до самой лазури и до весны,
до шелеста трав, до первой росы,
до свечения на реке,
до руки в руке.





***

пожалуйста, говорю я,
дай нам немного радости,
немного нежности,
а то очень уж сложно
становится выживать.
слишком многое – больно,
(остальное неважно).

эту интонацию я украла
у Станислава Львовского.
на самом деле всегда было
стыдно заимствовать,
занимать,
но времена пришли не из лёгких.

при этом я обязательно возвращаю,
но совершенно не умею копить,
даже чертова нежность –
и та уходит в молоко.

кстати, всегда любила молочное:
молочные реки, молочный рассвет,
молочный туман в том месте,
где лучше было бы
требовать определённости.

но возможность, повисшая в воздухе,
неизменно больше всего остального.
я сплю и вижу во сне
город, утопающий в немоте.

обескровленные слова
развеваются на ветру.
сколько я так смогу?





***

мне бы хотелось украсть для любимых людей стихов,
красных, как автомобильные фары
или гвоздики на мертвенно-синем холоде,
я бы сказала обо всем, что вижу,
самыми простыми на свете словами.
– вы чувствуете горе? — я не знаю.
– вы чувствуете растерянность? — я не знаю.
– чувствуете ли вы хоть что-нибудь?

в эти дни мне кажется,
что я наконец-то чувствую любовь,
которую только и можно узнать на последнем краю,
любовь, которая приходит 
после исчезновения человека из привычных координат,
и занимает собой всю комнату,
всё то, что ты называешь своими мыслями.

каждый раз когда я пытаюсь копнуть ещё глубже,
жизнь застревает во мне комьями ваты и снега,
в недоумении я отшатываюсь и продолжаю наблюдать за процессом со стороны
(всю жизнь наблюдаю за процессом со стороны,
однажды это должно смертельно мне надоесть).

это текст о смерти и о любви
и о том, что в конечном счете
мне не уберечься ни от первого,
ни тем более от второго.
мне приятно, что я даю любви шансов немного больше, нежели смерти,
даже если смутно догадываюсь,
что это не так.

мне противно и смешно настаивать на каких-либо выводах,
если бы я играла в игру,
то позволила бы обыграть себя каждому, кому это необходимо.
текст, как и всё в этом мире,
движется к финалу,
и это к лучшему.
мне нравится, господи,
что всё проходит.





***

Хочется злости и нежности,
но в каждом моменте своего существования
я чувствую пустоту
и невысказанность.
Здравствуйте, меня никак не зовут,
и я ничегошеньки из себя не представляю.
Мы обязательно подружимся,
судя по тому, что вы тоже
состоите из пустоты.

Иногда в моей пустоте
начинают носиться атомы.
Как они набирают скорость,
так и я наполняюсь злобой,
а потом долго плачу.
И вовсе не оттого, что мне стыдно –
мне не стыдно,
а оттого, что я ничего не понимаю,
и никто ничего не понимает,
и время уходит,
если допустить,
что время вообще существует.

Параллельно я думаю,
сколько же нежности впаяно
в человеческий организм.
Целые залежи, ржавеющие
и приходящие в негодность,
просто потому что
несовершенная машина
ошиблась в расчётах
и не сумела запустить
нужную программу
по высвобождению нежности
и преобразованию ее во что-то
не поддающееся определению.

Производство смыслов из пустоты,
пустота, разговаривающая с пустотой,
злость, обручившаяся с нежностью,
мысль, не стоящая продолжения,
смерть, не означающая воскрешения.
Откровение словно слёзы с утра,
после черного долгого сна
рождение.
Читайте также другие поэтические подборки

Фотография – Полина Сибринина