Впервые я увидел «Канатоходку» на юбилейной выставке в Музее личных коллекций лет пятнадцать назад. Запомнил имя художника и потом постепенно рассмотрел другие его работы, которые до этого годами отсвечивали слепыми пятнами вокруг и около не особо увлекавших меня передвижников. Оказалось, Соломаткин не то что бы большая редкость. Он есть и в Третьяковке, и в ГРМ, и в барнаульском художественном музее — там я его видел в натуральном цвете и в натуральную величину. А еще репродукции картин, рассеянных по региональным и теперь уже зарубежным музеям — в Твери, Вологде, Ярославле, Туле, Саратове, Тамбове, Иркутске, Киеве, Одессе, Ташкенте.
Картины Соломаткина, хотя он и поучился в Академии художеств, не блещут технической виртуозностью. Иногда он ставит перед собой непростые задачи (многофигурная сцена, лунное освещение, ночной пожар), удивляет сочетанием красок (часто, скорее всего, вынужденным — за отсутствием выбора: что было под рукой, тем и писал), но картины не вызывают ощущения встречи с чудом большого стихийного таланта. Талант угадывается, но он как бы придавлен и «школой», так толком и не усвоенной, но как бы мешающей свободному и пышному цветению наива. Это диковато и по технике, и по анатомии, а то и просто халтурно (возможно, издержки поточного самоповтора с ощутимым сивушным душком). По большей части это жанрово-бытовые сцены, идущие от Федотова к Перову, с примесью малых голландцев, которых он видел в Эрмитаже, лубка и, вероятно, главным образом, журнальной карикатуры того времени.
Его иногда, безбожно льстя, сравнивают с Ватто. Да, Соломаткина тоже влечет мир лицедейства, бродячего актерства, но в более грубом, площадном, «физиологически-очерковом» варианте. Это, конечно, не Жиль сотоварищи, а, в лучшем случае, маленький савояр с сурком. Но и то с огромной натяжкой.